Полиуретан был изобретен сотрудником немецкой компании Байер.
Основав свою фабрику в городе Бармене (сегодня это один из городских районов Вупперталя), местные предприниматели – торговец красками Фридрих Байер и мастер-красильщик Иоганн Фридрих Вескотт – вряд ли имели в виду нечто гигантское и транснациональное. Однако их компания Friedr. Bayer & Co. стартовала на редкость бурно и быстро вышла на международный рынок: спустя всего два года ее владельцы купили акции американской компании того же профиля, а к 1876 году фабрика красок “Байер и компания” была открыта даже в Москве. Оба партнера удачно угадали время для своего “красивого” бизнеса: за несколько лет до того была открыта технология производства дешевых синтетических красителей из производных каменноугольных смол, что привело к перевороту в текстильной промышленности.
А финансовой основой последующей бурной международной экспансии компании стало превращение ее в акционерное общество Farbenfabriken vorm. Friedr. Bayer & Co., – это сделали в июле 1881 года наследники Байера, скончавшегося за год до того, и Вескотта, умершего чуть раньше. К этому времени штаты компании увеличились на два порядка: от трех сотрудников в 1863 году до трехсот.
К 1913 году более 80% прибылей компании приносил экспорт красителей почти во все страны мира. Bayer активно покупал акции иностранных фирм и создавал дочерние предприятия за рубежом, прибирая к своим рукам все больший сегмент химико-фармацевтического рынка. К началу первой мировой войны отделения Bayer контролировали эти рынки в США, Великобритании, Франции, Бельгии, и примерно 10% из 10 тысяч сотрудников компании в то время работали за границей.
Когда руководство Bayer почувствовало, что старых производственных мощностей уже недостаточно, компания в 1891 году приобрела фабрику красителей Карла Леверкуза к северу от Кельна, а кроме того – значительные земельные участки на берегах нижнего Рейна. А спустя два десятилетия, когда пост председателя совета директоров занял легендарный химик и менеджер Карл Дуйзберг, Bayer превратил выросший на месте фабрики городок Леверкузен в свою международную штаб-квартиру. В старой, оставшейся в пригороде Вупперталя Эльберфельде под руководством Дуйзберга был создан не менее легендарный исследовательский центр, откуда в мир посыпались выдающиеся технологические новинки, а на их создателей – патенты и премии, включая Нобелевские.
Первой “кочкой”, на которой споткнулся Bayer, стала первая мировая война, отрезавшая компанию от главных зарубежных рынков. Многие из них были потеряны на долгие десятилетия: в России большевики экспроприировали процветавшую там байеровскую “дочку”, а американцы поступили со своими предприятиями Bayer более прагматично: вместе с патентами и торговой маркой их просто конфисковали и продали на аукционах конкурентам. Пришлось забыть на время о красках и лекарствах и перейти на военное положение: химическая компания приступила к производству взрывчатых веществ и отравляющих газов, зарекомендовавших себя на полях сражений.
Но это не помогло немецкой армии. В проигравшей войну Германии наступил жесточайший кризис, инфляция и прочие невзгоды, приведшие к тому, что в 1923 году компания не смогла выплатить своим акционерам дивиденды – это был всего второй случай в ее истории. А затем начавшую было восстанавливаться немецкую экономику накрыл “девятый вал” американского Великого кризиса, докатившийся и до Рейна: за четыре года, начиная с 1929 года, штаты Bayer сократились на 20%.
Однако производство не встало: еще раньше, в 1925 году, компания вместе с другими фирмами объединилась в химический концерн I. G. Farbenindustrie AG. Леверкузен стал главным производственным центром нового гиганта в Рейнской области, и, хотя до начала 1950-х годов торговая марка Bayer исчезла с рынка, на всей фармацевтической продукции, выпускаемой I. G. Farbenindustrie, сохранялся фирменный байеровский черный крест, образуемый буквами, входящими в название компании. В то время специалисты центра в Эльберфельде кроме традиционных красителей и лекарств занимались новыми перспективными направлениями: синтетической резиной и полимерами.
В 1937 году сотрудник компании, по странному стечению обстоятельств носивший ту же фамилию (Отто Байер), изобрел полиуретан.
Он обошел сотни других ученых, бившихся, как и он, в те годы над созданием материала, который смог бы одновременно заменить стратегически важные сталь, каучук и пробку. Правда, поначалу эпохальное изобретение Байера и дальнейшие исследования ученого вызывали смех у коллег. По их мнению, пенополиуретан – эта «желтая масса с дырками» – годилась разве что в качестве «заменителя швейцарских сыров».
Но будущее показало, что полиуретан благодаря своим выдающимся качествам, обрел огромное количество применений в разных бизнесах: в машиностроении, химической и во многих других отраслях, литье форм, клеев и герметиков, защитных и декоративных покрытий и так далее.
В 60-е годы прошлого века в мире начался настоящий полиуретановый бум.
Ученые выяснили, что используя принцип аддитивной полимеризации можно получать полиуретан из диизоцианата и жидкого полиэфира или диолов полиэстера.
Полиуретан – материал уникальный: один из наиболее жестких и абразионно-стойких эластомеров, не подвержен разломам при нагрузках, обладает высокой прочностью, высокоэластичен. Имеет низкий коэффициент теплопроводности, низкую паропроницаемость и малое водопоглощение – он термически прочный и трудногорючий. Срок жизни полиуретана – 50 лет, при этом его можно переработать, то есть материал отвечает концепции сradle to cradle (безотходная технология).
Вот модель, отражающая химическую формулу полиуретана:
Одно из применений, которые дало жизнь бизнесу Мастерфайбр – использование полиуретанового связующего вместе с шинной и каучуковой крошкой для изготовления бесшовных покрытий для игровых площадок.